Сейчас Вы находитесь здесь: Главная страница » Церкви » Успенская Старообрядческая Церковь в Никольском монастыре

Успенская Старообрядческая Церковь в Никольском монастыре

Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре

Действующая Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре (Москва) – сохранившийся храм бывшей мужской обители. Адрес: ул. Преображенский Вал, 25 (западная часть) (ближайшая станция метро – Преображенская площадь).

Другие названия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище (старообрядческая); Богородицкая церковь.

Дата основания церкви

1784 год.

Архитекторы

  • 1784 г.: Соколов Ф.К. (Баженов В.И. (?).
  • 1857 г.: Вивьен А.О. – перестройка.

Историческое исповедание

Старообрядческое Поморского согласия (поморцы).

Конфессиональная принадлежность

Древнеправославная Поморская Церковь (ДПЦ), Московская Поморская старообрядческая община.

Основание Успенского храма

Первоначально храм основали в 1784 году как Успенскую соборную часовню старообрядческой общины федосеевского толка. Авторство этого культового сооружения принадлежит известному московскому архитектору Фёдору Константиновичу Соколову (1752—1824). Он же является автором проектов здания Арсенала в Кремле и ансамбля Преображенского кладбища. (Ранее некоторые источники автором Часовни считали В.И.Баженова).

Раздел храма между двумя общинами

В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенскую часовню передали новообразованному Никольскому единоверческому приходу. Впоследствии в трапезной Часовни устроили придел в честь святого Николая Угодника. Она получила статус соборной церкви и название Никольская единоверческая.
Другую часть Часовни, отгородили сплошной стеной. Впоследствии её стали именовать Успенской старообрядческой церковью. С того времени 1854 год считается вторым годом рождения Успенской старообрядческой церкви (после первоначальной Часовни). Ныне здесь расположен храм Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской Старообрядческой общины Древнеправославной Поморской церкви (ДПЦ). Другими словами — Успенская старообрядческая церковь.

О Древлеправославной Поморской Церкви

Древлеправославная поморская церковь (сокращённо ДПЦ) — современное официальное название крупнейшей религиозной организации староверов поморского согласия. Поморскими староверов в Москве называют не потому, что они приехали сюда с Онежского озера, где существовала Поморская община. (Некоторые из них когда-то наоборот из центральной России сбежали туда). А потому, что жизнь общины проходила согласно Уставу, принятому в Поморье, в Выговской старообрядческой Пустыни (монастыре).

Суть учения Поморской церкви

Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами. Общины возглавляются духовными наставниками. Древлеправославная Поморская Церковь строила свое учение на представлениях о воцарении Духовного Антихриста и оскудении благодати священства. Они считали, что антихрист уже тут. Священники уже не обладают теми мистическими свойствами, которыми наделило их древнее Православие. Поэтому, беспоповцы отказались от попов, и многие религиозные обряды проводили миряне самостоятельно. Не признавали они и институт брака.

О структуре ДПЦ и распространении общин староверов-поморов

По данным Министерства юстиции РФ в настоящее время на территории России зарегистрировано свыше 50 религиозных организаций ДПЦ. Действуют семь поместных объединений. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге.
Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп.
В России числится около 250 общин, за её пределами – примерно столько же.
Количество общин ДПЦ за пределами России по странам выглядит следующим образом: в Латвии — 72, Литве — 61, Белоруссии — 42, на Украине — 35 общин, в Эстонии — 11, Казахстане — 10, Польше — 4, США — 4, Киргизии — 2. По одной общине — в Молдавии, Румынии, Германии, Англии. Есть сведения о группах христиан-поморцев в таких странах как Финляндия, Швеция, Бразилия, Аргентина, Канада.

Успенская старообрядческая Церковь в наши дни

В храме Успения Пресвятой Богородицы (до сих пор!) сохранилась сплошная кирпичная перегородка, которая разделяет церковь надвое! Ранее в одной половине, в восточной части (в Успенской церкви) молились поморцы, а в другой, западной части (в Никольской) – обновленцы. А после 1944 года, в связи с устранением обновленческой Церкви, в освободившуюся половину вселили новообрядцев – верующих Русской Православной Церкви. Поныне мало что изменилось. С ними и продолжают делить единый храм поморцы по настоящее время. Вообще-то — беспрецедентный случай!

В наше время

Ныне действующая Успенская старообрядческая церковь представляет собой часть единого храма. В ход в поморскую общину расположен с северной стороны здания. Внутрицерковная жизнь организована согласно Уставу, принятого в Поморье. Здесь до сих пор хранится много древних икон. Освещается помещения храма исключительно свечами. Богослужения прихожане совершают самостоятельно по субботам, воскресеньям и в церковные праздничные дни.

Успенская старообрядческая церковь

Статус Церкви

Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре – лишь малая составная часть Древнеправославной поморской церкви.
Несмотря на различия в вероисповедании указанная Церковь входит в состав единого ансамбля бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря (город Москва).

 

Поделитесь!

Возможно Вас заинтересуют: