Устав Монастыря – понятие этих слов
Понятие Устав монастыря известно далеко не каждому. Между тем, это — основной закон монастырской жизни конкретной обители. Его можно сравнить в определённой мере по смыслу с Конституцией государства. Монастырский устав — это свод правил проживания монахов в общежительных монастырях. Он может содержать также порядок совершения богослужений.
Современные монастырские уставы содержат несколько разделов. Среди них — общежительные правила. Сюда входят дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию и прочее). Обязательно присутствует в Уставе и литургический раздел.
Не преследую цели подробно изучить структуру текста и содержание Устава монастыря. Ограничусь лишь изложением некоторых извлечений из монастырских правил. Причём, постараюсь сделать это в доступной форме. Так, чтобы было понятно обычному невоцерквлённому человеку, мало знакомому с жизнью монастырей.
На кого распространяется Устав Монастыря
Устав монастыря содержит разные положения. Они касаются как общего уклада жизни обители, так и отдельных моментов нравственного поведения его обитателей. Причём установленные правила обязательны для всех, кто связан с жизнью монастыря. Они касаются Настоятеля обители и монахов, трудников и послушников, лиц, других категорий монастырской иерархии. Распространяются такие Правила и на тех, кто лишь соприкасается с монастырской жизнью. Совсем не обязательно, чтобы такие лица входили в структуру её иерархии. К примеру, — на паломников, странников, обычных туристов – посетителей обители.
Особенности монастырских уставов
Монастырь обычно имеет свой определённый устав, который так или иначе отличается от уставов других монастырей. В каких-то монастырях устав устанавливает очень строгий режим. В других бывает наоборот — вольготно живётся всем живущим в заведении, особенно трудникам. Не секрет, что многие из них приходят в обитель не только и не столько «поработать-во-славу-Божию-и-помолиться». Не редко некоторые из них просто не имеют своего жилья, то есть, являются бездомными.
Об отношении к вредным привычкам
Среди обитателей обителей, к примеру, среди упомянутых трудников, встречаются лица с вредными привычками. Речь идёт о куреве, алкоголе, азартных играх и т.п. Правила Монастырского устава к подобным вещам однозначно относятся крайне отрицательно. Ни в одном православном монастыре официально нельзя курить. Правилами устава это категорически запрещено. Тем не менее, в ряде случаев живущие там трудники курят. Разумеется, делают это где-то в укромным месте, где их не видят монахи или настоятель.
Что касается распития спиртного на территории монастыря, то, разумеется, Уставом это также категорически запрещено.
Устав монастыря о монастырском укладе жизни
Немного о работе и быте трудников
Согласно Уставу трудники работают в самом монастыре или на работах за его территорией. Разумеется, продолжительность труда Правилами ограничена. На практике трудники работают по 3-6 часов в день. Или по 5-6 дней в неделю. Воскресенье — всегда выходной. На работы их отправляет настоятель или один из монахов — его правая рука. За работу трудники получают кров, еду, душ, изредка какие-то деньги. Деньги выплачивают, в основном, особо заслуженным и благочестивым работникам. Ну и конечно же, даётся душевный покой. Тот самый, за которым (как подразумевается) трудники сюда в монастырь и приходят.
Работа и бытовые условия монахов и послушников
Стоящие на более высокой ступени иерархии монахи и послушники, разумеется, находятся в более привилегированном положении. Они благославляются на выполнение более квалифицированных работ и получают лучшие бытовые условия.
О паломниках
Иногда настоятель или монахи монастыря могут попросить паломника помочь им чем-то по хозяйству. Делают это напрямую или намёком. Иногда это означает, что если паломник не согласится помочь, то в дальнейшем его не очень-то захотят видеть в монастыре. Но всё зависит от конкретного монастыря и настоятеля. Ситуации бывают разные.
Благословение на постой/ночлег
В абсолютном большинстве монастырей, согласно Уставу, благословение на постой/ночлег даёт исключительно настоятель монастыря. Иногда таким правом наделён главный священник церкви, куда обращаются нуждающиеся в поисках ночлега. Причём, такое благословение может получить только православный. Иноверцы такой благосклонностью воспользоваться не могут. Таковы Правила.
В женских монастырях такое благословение даёт настоятельница обители.
Причём, в женских монастырях обычно не разрешат ночевать мужчине, независимо от каких-либо его заслуг. Исключение допускается в тех случаях, когда в монастыре есть специальные помещения. Они предназначены для размещения паломников подальше от покоев монахинь.
То же самое и в мужском монастыре. Если там имеются отдельные помещения для паломников, то женщину с благословения настоятеля монастыря могут поселить.
В некоторых особо святых и посещаемых монастырях есть большие апартаменты специально для подобных целей. Причём, они могут быть рассчитаны на временное размещение 100 человек и более.
Все упомянутые особенности также предусмотрены положениями монастырского Устава.
О предоставлении трапезы
Порой в монастыре можно и отобедать. Уставом это разрешается. Для этого достаточно постучать в дверь трапезной и обратиться с соответствующей просьбой. Однако, в большинстве случаев, и для этого необходимо получить благословение настоятеля. Такое благословение может дать и иной священник, который имеет такое право на выдачу разрешения отобедать.
Устав Монастыря об утренних и/или вечерних молитвах
Устав православного монастыря обязательно содержит свод правил (особый раздел), которые устанавливают порядок совершения богослужений.
Не всегда, но обычно в православных монастырях проводятся утренние (часов в 6-6.30) и/или вечерние молитвы. Вечерние молитвы совершаются обычно после ужина. Подобные молитвы могут называться также «вечерние/утренние правила».
Следует иметь в виду, что такие молитвы (правила) — это не те обычные церковные службы. Эти молитвы проводятся для монахов и живущих там же послушников и трудников. Но проходят они также в церкви. Обычно такие молитвы не такие длинные, как церковные службы — минут по 30-60. Туда не приглашают мирян. Несмотря на это, миряне могут приходить на такие молитвы. Непременное условие — ворота монастыря ещё или уже открыты.
На таких молитвах (правилах) каждый молится самостоятельно. Также каждый самостоятельно подходит к иконам, целует их, совершает другие традиционные действия.
Обязательно ли присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?
Тут также всё зависит от строгости учреждения и от положений Устава конкретного монастыря.
Можно ли сидеть во время службы?
В русских православных церквях во время службы традиционно и согласно Уставу сидеть не принято. А, к примеру, в православных церквях на Балканах это вполне допускается. Для этой цели там почти во всех церквях установлены ряды скамеек для прихожан.
Поцелуй руки священника — что это?
Существует ещё один религиозный обычай. Это — когда в процессе службы/молитвы (как правило в их завершающей части) надо поцеловать руку священника. В этот момент все присутствующие в церкви идут на финальный обход главных икон. Таков ритуал. Предполагая возможные вопросы, приведу цитату из публикации в Интернет-журнале «Православие-Ру» ):
«Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
«В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки…» …«Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану.» …«Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).»
Крестный ход
В соответствии с Правилами богослужений в некоторых монастырях (далеко не во всех!!!) совершается крестный ход. Проводятся они после вечерней либо утренней молитвы. Каждый присутствующий на этой молитве выбирает икону. После чего вместе с другими участниками совершает крестный ход вокруг церкви или прочих монастырских построек. Такие крестные ходы проводятся не только на территории обителей, но и за их пределами. Процессию крестного хода возглавляют старшины (священники монастыря), которые несут кресты и иконы.
Заключение
Таким образом, Устав монастыря играет важнейшую роль в жизни православных обителей. Как мужских, так и женских. Устанавливая свод правил проживания и порядка совершения богослужений, он фактически определяет основные направления их жизнедеятельности.
Надеюсь, что данная публикация помогла Вам хоть чуточку расширить свои познания о монастырской жизни.