Сейчас Вы находитесь здесь: Главная страница » Соборы » Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва)

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва)

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре

Православный Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: Крестьянская площадь, 10, строение 12 (ближайшие станции метро – Пролетарская, Крестьянская застава).

Другие названия

Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре; Преображенский собор; Спасопреображенский собор; Спаса Преображения собор; Спасский собор.

Даты постройки

1645-1647 гг.

Архитекторы

  • 1645-1647 гг.: Копыл Г.
  • 1689 г.: Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н.) — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1900 г.: Дикарёв И.М., Соловьев С.У. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 2010-е гг.: Кузнецов А.С. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).

Существует и другая версия об авторе первоначального проекта Собора. Сегодняшние исследования Спасо-Преображенского собора позволяют предположить, что создателем первого каменного монастырского храма был кто-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III для перестройки Московского Кремля.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Появление и освящение Собора

Соборный храм Новоспасского монастыря построили в 1497 году из камня на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1645 году Михаил Романов решил возвести новый. Построили его на месте сильно обветшавшего в годы польской интервенции храма. Произошло это при архимандрите Никоне, будущем Патриархе. Старый Собор частично разобрали и возвели новые стены.  Грандиозный, увенчанный могучим пятиглавием новый Спасо-Преображенский Собор в 1649 году торжественно освятили. 

В то время Собор являлся вторым по величине православным храмом Москвы после Успенского собора в Кремле. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Патриарх Никон. Именно такой стиль семь лет спустя он объявил «образцовыми» для всей России. До наших дней дошли сохранившиеся внутри Собора замечательные фрески XVII века.

Собор в наше время

Нынешний храм — четырехстолпный с пятью главами и тремя апсидами – по внешнему облику напоминает Успенский собор Московского Кремля. Окна на южной и северной сторонах строители храма расположили в два яруса. На восточной (алтарной) стороне окна разместили в нижнем ярусе, а с западной стороны – в верхнем. Все окна украсили колонками кокошников. В XVIII веке нижние окна расширили. С западной и южной сторон Собор окружили крытой галереей со сводами и окнами.

Интерьер Собора

В интерьере храма, на правом столбе его северной части, иконописцы изобразили царя Михаила Фёдоровича и его сына – царя Алексея Михайловича. При этом Алексей Михайлович в левой руке держит рисунок – проект Преображенского собора. У этого столба некогда находилось царское место.

Интересная особенность Собора

Интересной особенностью Спасо-Преображенского Собора стали изображения древнегреческих философов и мудрецов. Среди них — Гомер, Орфей, Платон и другие. Эти фрески выполнил живописец Зубов. Они расположены в основании столбов соборной паперти, в самом низу. Указанные персонажи, казалось бы, не имеют никакого отношения к христианству. Однако ответ на вопрос, почему же их изображения появились на стенах православного храма прост. Тем самым художники хотели подчеркнуть, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше самых нижних ступеней христианского храма.

Другие изображения внутри Собора

На входах в галереи размещены сюжеты из Апокалипсиса. Также сохранилось изображение родословного древа русских царей. На нем княгиня Ольга со своим внуком – князем Владимиром, поливают из сосуда корень этого дерева. Примечательно, что этот корень заканчивающееся изображением царя Ивана IV (Грозного) и его сыновей.
Следует отметить, что большую часть росписей утратили. И только отдельные фрески, хранящиеся ныне в коллекции Третьяковской галереи и Историческом музее, свидетельствуют о художественных достоинствах стенописи главного храма Новоспасского монастыря.

Усыпальница рода Романовых

Издревле Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре служил усыпальницей рода Романовых. В усыпальнице находятся около семидесяти захоронений бояр Романовых, включая родоначальника династии Романовых — Романа Юрьевича Захарьина. Именно в честь его небесного покровителя в усыпальнице устроили храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Здесь же находится музей, где установлены застеклённые витрины с артефактами из захоронений бояр Романовых. Хранящиеся в музее фотографии отражают отдельные эпизоды истории Новоспасского монастыря.

Захоронения династии Романовых

Все Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся: наряду с родоначальником Романовых — Романом Юрьевичем Захарьиным, его сыновья. Рядом — захоронена мать первого царя рода Романовых Великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова). Тут погребены пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт). В усыпальнице находится прах царевны Ирины, дочери Михаила Феодоровича, других ярких представителей рода. Последними из рода Романовых нашли здесь упокоение инокиня Досифея (княжна Тараканова, умерла в 1810 г.) и Великий князь Сергей Александрович (умер в 1905 г.). Напомним, что Великий князь Сергей Александрович — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. В 1995 году останки Сергея Александровича торжественно, с отданием воинских почестей, перенесли из Кремля в Новоспасский монастырь.

Закрытие Собора

В советское время, в 1918 году, по распоряжению большевицкой власти Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре закрыли. Церковные службы в нём прекратили. К осени в обители уже действовал концентрационный лагерь. Сначала здесь разместили женскую тюрьму, затем — исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных.
После закрытия монастыря в 1918 году усыпальницу Собора разорили и разграбили. Надгробия захоронений варварски уничтожили. Часть гробниц утратили навсегда. Лишь некоторые останки перенесли в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Часть надгробий перевезли в Донской Монастырь.
В 1935 году монастырские помещения передали в ведение НКВД. Благодаря тому, что в главном храме монастыря долгое время размещалось книгохранилище, значительная часть внутреннего убранства Собора, к счастью, сохранилась.

Восстановление усыпальницы

Усыпальницу восстановили лишь в конце 1990-х годов. В ней воссоздали храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, который торжественно освятили в марте 2002 года.

Возрождение Обители и Собора

Подлинная жизнь вернулась в монастырские стены обители лишь в начале 1991 года. Произошло это после фактического возвращения Новоспасского монастыря Русской Православной Церкви. С того момента началась кропотливая работа по восстановлению Монастыря и храмов обители. Продолжают их проводить по настоящее время.

Перезахоронение останков Великого князя Романова С.А.

В 1997 году в Усыпальнице бояр Романовых перезахоронили останки Великого князя Сергея Александровича Романова. На следующий год в монастыре установили ему крест-памятник. Он является точной копией креста на месте гибели от террористов Великого князя. Первоначальный крест ранее был выполнен по проекту знаменитого русского живописца В.М.Васнецова.

Дальнейшее восстановление обители

Проводятся другие работы по восстановлению обители и его храмов. За малый срок заброшенный и осквернённый Монастырь превратился в один из самых многочисленных и крепких приходов столицы России. Полностью восстановили и главный храм Обители — Спасо-Преображенский Собор. Ныне он, как и вся Обитель, живёт полноценной монастырской жизнью.

Статус Собора

Спасо-Преображенский Собор не просто — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля – старинный Новоспасский мужской монастырь (Москва). Это главный храм мужской обители. И наряду с некоторыми другими храмами монастыря Собор имеет статус памятника истории и культуры и охраняется государством.

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре:

Другие сохранившиеся объекты культурно-исторического наследия

Ныне, кроме упомянутого Спасо-Преображенского Собора, сохранились и расположены на территории обители такие культурно-исторические объекты, как:

 

Поделитесь!

Возможно, Вас заинтересуют:

Scroll Up