Цепочка навигации: Главная страница » Монастыри

Никольский Единоверческий Мужской Монастырь (Москва)

Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве

Старинный Никольский единоверческий мужской монастырь (город Москва) — бывшая единоверческая обитель Русской православной церкви. Расположен в районе Преображенское Восточного административного округа столицы. Адрес: улица Преображенский вал, 25 (ближайшая станция метро — Преображенская площадь).

Дата основания

1866 год.

Дата упразднения

1923 год.

Конфессиональная принадлежность

Ныне при бывшем монастырском Успенском (Никольском) храме одновременно действуют две религиозных структуры. Это — Никольский приход Московской епархии Русской Православной Церкви и Старообрядческая поморская община.

Предистория

Старообрядческое кладбище и обитель

Монастырь возник на месте старообрядческой – Преображенской общины старообрядцев-беспоповцев. Именно здесь в то время находился центр подготовки российских единоверческих священников. (Община до сих пор существует на части своей прежней территории). А её началом было Преображенское кладбище, которое возникло во время чумы 1771 года. В дальнейшем здесь устроили Преображенский богадельный дом. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь же разместили Федосеевекую беспоповскую контору (центр указанного толка старообрядчества). В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране.

Появление культовых сооружений

При Преображенском кладбище в конце XVIII – начале XIX вв. возвели целый ансамбль культовых сооружений. Сделали это под началом архитектора Фёдора Кирилловича Соколова. Среди этих сооружений:

  • Соборная часовня (впоследствии церковь) в честь Успения Пресвятой Богородицы (1784-1790);
  • богаделенный корпус с молельной (1798-1801);
  • надвратная часовня, впоследствии — Крестовоздвиженская церковь (1805-1808).

Основание женской обители

В 1806 году построили женскую обитель. Её также обнесли каменной оградой с башнями по углам. На старом месте остался мужской монастырь.

Особенность монастыря

Никольский монастырь, построенный в конце 18 — начале 19 века, отличается сложным и необычным устройством. Специалисты считают, что прототипом его послужила Выгорецкая пустынь в Карелии. Именно там находился центр Поморского согласия – крупнейшей религиозной организации староверов. Однако, реализуя государственную политику, царское правительство в середине XVIII века Пустынь уничтожили. Появившийся позднее Преображенский монастырь повторял её планировку. Он состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской. Южная часть — мужская, была более старой, менее крупной и сильно видоизмененной по сравнению с женской. В 1851 году именно южную часть и переделали в Никольский единоверческий мужской монастырь.

Усиление прихода единоверцев

Поскольку старообрядцы-беспоповцы считались нелояльными государству, в 1854 году у них отняли Преображенскую соборную часовню. После чего передали её единоверцам (признающим власть Московского патриархата) как Никольский единоверческий храм. Для ограничения своеволия раскольников император Николай I повелел также основать на Преображенском кладбище православную церковь. А для нужд новообразованного Никольского единоверческого прихода передать Успенскую часовню. В трапезной части часовни создали придел во имя святителя Николая Чудотворца. Освятили его в апреле 1854 года. Церковь получила название Никольской. В декабре того же года существовавшую ранее надвратную часовня освятили как Крестовоздвиженский зимний храм. Он также отошёл к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. В 1957 году после пристройки алтарной апсиды к главной части храма освятили главный престол. Открыли его в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Ослабление старообрядческой общины

Вследствие проводимой государственной политики община старообрядцев-федосеевцев распалась. Часть её перешла в единоверие. Распад общины староверов ускорился когда из белокриницкого согласия в православие перешли три епископа. Это — Онуфрий, Пафнутий и Сергий, а также иеромонах Иоасаф, архидиакон Филарет и два иеродиакона. В православие перешли и главные авторитетные и уважаемые беспоповские прихожане Преображенского дома. Среди них: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие. Они образовали новый приход единоверцев.

Открытие единоверческого монастыря

В результате в 1865 году с разрешения императора православные иерархи учредили мужской единоверческий монастырь. Сделали это по ходатайству митрополита Филарета (Дроздова). Новая обитель появилась на московском Преображенском кладбище, на месте мужской половины Преображенской общины беспоповцев. Всех беспоповцев, находившихся на попечении мужского отделения, переселили на женский двор.
16 мая 1866 года единоверческий мужской монастырь торжественно открыли. Это событие явилось логическим проявлением политики российского правительства. Её суть — продолжение притеснения старообрядцев и подталкивание их к переходу в единоверие.
По прошению московских единоверцев с позволения императора монастырь назвали Никольским. Такое название обитель единоверцев получила в память о  цесаревиче Николае Александровиче (сыне Александра II). Том самом, который скончался до вступления на престол. Цесаревич Николай посещал это место при жизни в 1856 году. Вместе с ним в обители побывали также братья Александр (будущий император) и Владимир.

Дальнейшее переустройство обители

Для вновь учреждённого монастыря Успенский храм получил статус Собора. После устройства при храме придела в честь святого Николая Угодника стал называться Никольской соборной церковью. При этом прежний старообрядческий причт церкви не упразднили. Он продолжал служить одновременно с православным монастырским. Кроме того, над главными воротами, в здании устроили надвратную церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженскую церковь). Появилась она вместо бывшей молельни. В помещениях рядом разместили библиотеку и церковно-приходскую школу на 100 человек.
По проекту архитектора Горностаева Ф.И. в 1876-1879 годах построили отдельно стоящую колокольню. Впоследствии она получила название Колокольня «Преображенская свеча». В бывшем богадельном корпусе разместили братские кельи. Провели ряд других перестроек на территории вновь образованного монастыря.

Расцвет монастыря

Вскоре после образования Монастырь приобрёл особую значимость. Именно он стал центром подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви.
В монастыре проходили первые съезды противораскольничьих миссионеров (в 1887, 1891 гг.). Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов. К началу XX века обитель приобрела статус богатейшей в России по наличию старой иконописи. Особенно ценными являлись иконописные образа XIV-XVII вв. Среди икон в Успенском храме (Никольской церкви) были редчайшие образцы. Многие из них принадлежали
к греческим, строгановским, новгородским, московским, другим школам иконописи. Имелись образа, писанные преподобным Андреем Рублёвым и Прокопием Чириным. Некоторые из них мастера писали по заказу царей. В монастыре находилась особо чтимая древняя икона святого Иоанна Предтечи.

В советское время

По решению светских властей в 1920-х годах Никольский Единоверческий мужской монастырь закрыли. Большую часть библиотеки собрания рукописей Хлудова А.И. изъяли ещё ранее, в 1917 году. Изъятые книги и рукописи передали в Государственный исторический музей. В 1923 году туда же передали и весь архив с остатками рукописей Никольского монастыря. Такая же судьба постигла собрание Егорова Е.Е. (Его Егоров подарил в начале XX века Преображенскому богаделенному дому). В бывшей обители устроили дом коммуны завода «Радио». В бывших братских кельях разместили членов советской трудовой школы Якушева Н.И.

Сосуществование общин

После закрытия монастыря, соборную церковь передали обновленцам. Однако единоверческая община осталась существовать в главной, Успенской части храма. Храм разделили на две части. Главную часть с Успенским престолом отделили стеной от обновленческой — трапезной части. В трапезной соорудили новый правый Успенский придел. К 1930 году единоверческая община практически перестала существовать. В этой связи власти Успенскую часть храма передали старообрядцам-беспоповцам новопоморского толка. Они же занимают эту часть храма и поныне. Никольская церковь принадлежит единоверцам.

Изменения обители в последующие годы

В 1930-х годах стены и башни монастыря разобрали. Юго-восточную часть бывшей обители передали под расширившееся Преображенское кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.
В 1977-1980 годах под руководством почётного реставратора
Русакомского И.К. отреставрировали колокольню и сохранившуюся часть монастырских стен. В последующее десятилетия постепенно реставрировали уцелевшие строения бывшей обители. К 1990 году весь комплекс сохранившихся построек монастыря признали объектом культурного наследия. С тех пор он находится под охраной государства.

Обитель в 1990–2000-е годы

По окончании советского периода старообрядцы-поморцы и православные продолжали делить главный Успенский (Никольский) храм. В этой связи приняли компромиссное решение. Надвратный Крестовоздвиженский храм передали Русской Православной Церкви. После чего восстановили его снесённые главы, а внутри разместили иконописную мастерскую. А бывший богаделенный (келейный) корпус отдали старообрядцам. В нём восстановили моленную во имя Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова.

Сохранившиеся Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. Ныне несколько икон прежде бывших в Никольском единоверческом монастыре находятся в Третьяковской галерее.

Среди них:

  • Деисусный чин, середины XV века. («Рублёвская легенда», московская школа), по фону называемый «Облачным чином». (Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду). Содержит изображения Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Архангела Михаила, апостола Петра, апостола Павла.
  • Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота, конца XVI — начала XVII вв. (годуновская школа).
  • Рождество святителя Николая Чудотворца, с житием, 1601 г., мастер Семейко Бороздин. (Примечательно, что на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря).
  • Принесение убруса Нерукотворного образа, 1-й четверти XVII в., мастер Первуша (с клеймом Никольского единоверческого монастыря).
  • Список Владимирской иконы Божией Матери, конца XVI — начала XVII вв., Прокопий Чирин? (с клеймом Никольского единоверческого монастыря.

Сохранившиеся объекты культурно-исторического наследия

В настоящее время на территории бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря сохранились:

ФОТО — Никольский единоверческий мужской монастырь

Другие интересные монастыри в Москве

Старинный Никольский единоверческий мужской монастырь – лишь одна из известных обителей в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют: