Цепочка навигации: Главная страница » Церкви » Успенская Церковь в Никольском Монастыре (Москва)

Успенская Церковь в Никольском Монастыре (Москва)

Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре 

Действующая Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре (Москва) – сохранившийся храм бывшей мужской обители. Адрес: ул. Преображенский Вал, 25 (западная часть). Ближайшая станция метро – Преображенская площадь.

Другие названия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище (старообрядческая). Богородицкая церковь.

Дата основания церкви

1784 год.

Архитекторы

  • 1784 г.: Соколов Ф.К. (Баженов В.И. (?).
  • 1857 г.: Вивьен А.О. – перестройка.

Историческое исповедание

Старообрядческое Поморского согласия (поморцы).

Конфессиональная принадлежность

Древнеправославная Поморская Церковь (ДПЦ), Московская Поморская старообрядческая община.

Основание Успенского храма

Первоначально храм основали в 1784 году как Успенскую соборную часовню старообрядческой общины федосеевского толка. Авторство этого культового сооружения принадлежит известному московскому архитектору Фёдору Константиновичу Соколову (1752—1824). Он же является автором проектов здания Арсенала в Кремле и ансамбля Преображенского кладбища. (Ранее некоторые источники автором Часовни считали В.И.Баженова).

Раздел храма между двумя общинами

В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенскую часовню передали новообразованному Никольскому единоверческому приходу. Впоследствии в трапезной Часовни устроили придел в честь святого Николая Угодника. Она получила статус соборной церкви и название Никольская единоверческая.
Другую часть Часовни, отгородили сплошной стеной. Впоследствии её стали именовать Успенской старообрядческой церковью. С того времени 1854 год считается вторым годом рождения Успенской старообрядческой церкви (после первоначальной Часовни). Ныне здесь расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он относится к Московской Поморской Старообрядческой общине Древнеправославной Поморской церкви (ДПЦ). Другими словами — это Успенская старообрядческая церковь.

О Древлеправославной Поморской Церкви

Древлеправославная поморская церковь (сокращённо ДПЦ) — современное официальное название крупнейшей религиозной организации староверов поморского согласия. Поморскими староверов в Москве называют не потому, что они приехали сюда с Онежского озера. (Именно там существовала Поморская община. А некоторые из них когда-то наоборот из центральной России сбежали туда). А потому, что жизнь общины проходила согласно Уставу, принятому в Поморье. Более точнее — в Выговской старообрядческой Пустыни (монастыре).

Суть учения Поморской церкви

Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии. Принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами. А общины возглавляются духовными наставниками. Древлеправославная Поморская Церковь строила свое учение на двух основных представлениях. Первое представление — о воцарении Духовного Антихриста, второе — об оскудении благодати священства. Они считали, что антихрист уже тут. Священники уже не обладают теми мистическими свойствами, которыми наделило их древнее Православие. Поэтому, беспоповцы отказались от попов, и многие религиозные обряды проводили миряне самостоятельно. Не признавали они и институт брака.

О структуре ДПЦ и распространении общин староверов-поморов

По данным Минюста РФ, ныне на территории России зарегистрировано свыше 50 религиозных организаций ДПЦ. Действуют семь поместных объединений. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп.
В России числится около 250 общин, за её пределами – примерно столько же.
Количество общин ДПЦ за пределами России по странам выглядит следующим образом. В Латвии насчитывается — 72, в Литве — 61, Белоруссии — 42, на Украине — 35 общин. Кроме того, в Эстонии — 11, Казахстане — 10, Польше — 4, США — 4, Киргизии — 2. По одной общине — в Молдавии, Румынии, Германии, Англии. Есть сведения о группах христиан-поморцев в таких странах как Финляндия, Швеция, Бразилия, Аргентина, Канада.

Успенская старообрядческая Церковь в наши дни

В храме Успения Пресвятой Богородицы сохранилась сплошная кирпичная перегородка, которая разделяет церковь надвое! До сих пор! Ранее в одной половине, в восточной части (в Успенской церкви) молились поморцы. Другую, западную часть (Никольскую церковь) использовали обновленцы. А после 1944 года, в связи с устранением обновленческой Церкви, в освободившуюся половину вселили новообрядцев. Новообрядцы — это верующие Русской Православной Церкви. Поныне мало что изменилось. С ними и продолжают делить единый храм поморцы по настоящее время. Вообще-то — беспрецедентный случай!

В наше время

Ныне действующая Успенская старообрядческая церковь представляет собой часть единого храма. Вход в поморскую общину расположен с северной стороны здания. Внутрицерковная жизнь организована согласно Уставу, принятого в Поморье. Здесь до сих пор хранится много древних икон. Освещается помещения храма исключительно свечами. Богослужения прихожане совершают самостоятельно по субботам, воскресеньям и в церковные праздничные дни.

ФОТО — Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре

Статус Церкви

Успенская старообрядческая церковь в Никольском монастыре – лишь малая составная часть Древнеправославной поморской церкви. Несмотря на различия в вероисповедании указанная Церковь входит в состав единого ансамбля. Это — ансамбль бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря (город Москва).

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют: